Один из крупнейших производителей водки в России предложил ограничить список алкогольных брендов для параллельного импорта. Об этом в интервью РБК завил глава «Татспиртпрома» Руслан Максудов. По его словам, это может произойти в 2025 году. Такая схема поставок помогла восполнить пробел, возникший из-за ухода западных компаний, подчеркнул предприниматель. Однако за два года рынок с этой задачей справился: появились категории, в которых производители могут работать суверенно. Максудов привел в пример увеличение производства рома в России.
Своевременная ли это мера? Исполнительный директор компании Fortwine Александр Липилин считает, что в категории крепкого алкоголя силы российских брендов пока недостаточно: «Если поделить алкоголь на сегменты, то в каждом сегменте покупатель ведет себя несколько иначе. Допустим, мы говорим про сегмент крепкого алкоголя, в первую очередь, конечно, виски, когда бренды ушли, когда возникла пауза, вся категория просела.
Потом, когда по параллельному импорту многие из них стали завозиться в Россию, категория, соответственно, стала подрастать. Что касается российских заменителей в этой категории, то их появилось достаточно много, собственно, российских и из дружественных стран, но покупатель их воспринимает не очень радужно. Готовых к экспериментам людей в этой категории крепкого алкоголя достаточно мало, и продать какой-то зарекомендовавший себя десятилетиями, если не столетиями бренд сильно проще, чем что-то новое, даже если это сильно дешевле, чем известный бренд.
Если мы говорим про винный сегмент, там покупатель более позитивно смотрит на замены, даже шампанского. Это связано во многом с самим характером этого рынка, с потребления вина, оно меняется от сезона к сезону и зависит от изменений в гастрономических пристрастиях. В принципе, разнообразие выбора является неким следствием этого рынка. Там, соответственно, замещение на российских производителей происходит более свободно».
Минпромторг разрешил включить в список паралелльного импорта алкогольные бренды в ноябре 2022 года. В перечень попали, например, виски Jack Daniel's, Jim Beam и Johnnie. При этом некоторые российские производители были против, по их мнению, так могут ввозить контрафакт.
Качество российского крепкого алкоголя пока не может сравняться с мировыми брендами, считает креативный директор брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман: «Частично это правда, но в определенном сегменте рынка. Это вино, поскольку российское виноделие развивается действительно очень быстрыми темпами, и вино каждый год становится все лучше и лучше.
Что касается крепких напитков, такого замещения нет, по сути, мало кто ушел с российского рынка, практически все крупные мировые игроки, так или иначе, остались на полках магазинов. Может быть, изменились поставки, сама логистика, тут я могу констатировать, что никакого замещения не произошло.
Есть традиционные крепкие напитки, которые всегда в России были качественными, это водка, бренди. Что касается экзотических напитков типа рома, текилы, конечно, ничего не продвинулось, и маловероятно, что продвинется, потому что это нехарактерные для России продукты. Это все равно что кубинские танцы русские будут танцевать хуже, чем кубинцы, можно, конечно, быть лучшим в России исполнителем кубинских танцев, но навряд ли в мире».
Производство крепкого алкоголя в России в первом полугодии увеличилось более чем на 10%. Это данные Росалкогольтабакконтроля. Водки было выпущено на 6% больше, коньяка на 13%, а производство ликероводочных изделий выросло на треть.